Имя существительное

Имя существительное

Морфология по праву считается одной из наиболее сложных и запутанных филологических наук. Именно поэтому дети и взрослые морщатся от одного упоминания о морфологическом разборе или трудностях склонения существительных и спряжения глаголов. Данная статья содержит в себе полную и исчерпывающую информацию о морфологической категории, называемой имя существительное, особенностях идентификации числа, падежа и рода и многом другом.

Как уже говорилось ранее, морфология — непростая наука, и это обусловливает важность рассматриваемых вопросов. Читатель сможет узнать, какие имена существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными, конкретными и абстрактными и много другой чрезвычайно полезной информации.

Несомненным достоинством является то, что здесь можно найти описание не только позиций профессиональных учёных-филологов, но и знания, представленные в школьных грамматиках. Это сможет значительно облегчить помощь родителей своим детям, без обращения к репетиторам.

Морфология как наука о частях речи

Для того, чтобы начать эффективно и быстро производить разбор имени существительного, следует научиться разбираться в тонкостях научного знания о частях речи. Именно это и представляет из себя морфология. Её базовым понятием является представление о морфемной категории — словоформе. И системой всех словоформ называется парадигма. К примеру, парадигмой падежа существительного «стол» являются следующие слова: стол, стола, столу, стол, столом, (о) столе. То есть, все его падежные формы.

Частями речи называются те классы слов в языке, которые выделены по принципу совокупности грамматического значения, морфологических и синтаксических свойств. Таким образом, можно выделить части речи как самые крупные классы слов. Определяются они на основании следующих параметров:

  • грамматического значения, независимого от лексического (предметность у существительных или признаковость у прилагательных, например);
  • общие морфологические категории (род, число и падеж у существительных или время, залог, переходность и т.д. у глаголов);
  • базовая синтаксическая функция — подлежащее, сказуемое, дополнение, определение и обстоятельство. Несмотря на то, что синтаксических функций у части речи может быть сразу несколько, всегда есть основная, главенствующая, встречающаяся в большинстве случаев.

Все части речи подразделяются на самостоятельные и служебные. Исключение составляют лишь междометия. Их невозможно отнести ни к тем, ни к другим, многие учёные спорят о принадлежности этой части речи.

Главное же отличие самостоятельных от служебных заключается в том, что они несут в себе как грамматическую, так и лексическую полноту и насыщенность.

Значения слов самостоятельных частей речи закреплены в словарях, их морфологический разбор гораздо глубже и основательней, нежели слов служебных.

Итак, к самостоятельным частям речи относятся: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, глагол (с примыкающими к нему причастием и деепричастием).

К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы.

Имя существительное

Знание о том, что представляет из себя имя существительное как часть речи, несомненно, является очень важным. Это часть речи, называющая предметы и одушевлённых существ, которая выражает своё значение в категориях числа, падежа, рода и одушевлённости. Основные признаки имени существительного заключаются в том, что это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет, изменяющаяся по родам, числам и падежам, зачастую выступающая в предложении подлежащим или дополнением.

Морфология тесно связана с морфемикой, и суффиксы имён существительных убедительно доказывают это. Каждый суффикс придаёт определённый оттенок значения слову. Например, суффикс -оньк- в слове берёзонька имеет ласкательное значение; суффиксы -чик- и -щик- в словах грузчик, каменщик применяются для обозначения человека, обладающего определённой профессией.

Таким образом, имя существительное как часть речи подчиняется определённой системе, удачно отражающейся в морфологическом разборе.

Лексико-грамматические разряды существительных

Если попытаться объяснить суть лексико-грамматических, то следует сказать о том, что их лексическое значение напрямую влияет на грамматические функции.

Далее представлены лексико-грамматические разряды части речи:

  • собственные и нарицательные;
  • конкретные и не конкретные. Не конкретные включают в себя: абстрактные, вещественные и собирательные существительные.

Возвратившись к первому пункту, стоит обратить внимание на собственные имена существительные и противопоставленные им нарицательные. Главное их отличие в том, что имена собственные называют имена и лица, места, географические названия и клички животных. Например: Анна Смалько, город Токио, собака по кличке Мухтар и так далее. Особенностью орфографии является написание таких слов с заглавной буквы. Исключением становится лишь переход собственных имён в нарицательные: Мы все метим в наполеоны. В таком случае слово пишется со строчной буквы.

Конкретные существительные отлично сочетаются с количественными числительными, следовательно — изменяются по числам (единственному и множественному).

Абстрактные существительные обозначают отвлечённые, неосязаемые понятия, такие, как красота, зло, ум или бег. Они не просто не поддаются счёту, исчислять их просто не имеет смысла. Такие слова не бывают первичными, т.е. они всегда имеют производящую основу, зачастую — прилагательные и глаголы.

Вещественные существительные называют химические вещества или однородные массы, такие, как вода, соль, песок, духи или кофе, например. Эти вещества нельзя сосчитать, но их можно измерить при помощи стакана, ложки, килограммами, граммами, фунтами и т.д.

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов. Они, как и абстрактные и вещественные существительные, не изменяются по числам: молодёжь, зверьё, беднота, листва и прочее. К примеру, существительное лист стоит в форме единственного числа, множественное — листья. Оно является конкретным, а слово листва — собирательным.

Категория числа у существительных

Говоря о данной категории, следует упомянуть о том, что число имён существительных не распространяется на весь класс по причинам, изложенным ниже:

  • в некоторых случаях слово в форме множественного числа приобретает иное лексическое значение: например, песок — пески;
  • есть слова, которые просто не имеют формы того или иного числа;
  • есть слова, конкретные существительные, которые называют считаемые предметы, но не имеют формы противоположного существующему числа: ножницы или сани, например. Такие существительные имеют особые названия.

Существительные Singularia tantum имеют только форму единственного числа: железо, мёд. А постоянное множественное число имён существительных называется Pluralia tantum: жмурки, шахматы, сумерки, каникулы.

Грамматическая категория числа выражается окончанием, но одновременно с этим флексия обозначает ещё и падеж, а иногда род.

Категория рода имён существительных

Данная категория является слово классифицирующей, представляет собой противопоставление трёх рядов классов (роды имён существительных: женский, мужской и средний).

В русском языке род имён существительных не имеет последовательного, формального выражения. Большинство существительных, оканчивающихся на -а, -я относятся к женскому роду. Исключение составляют лица мужского пола, юноша, например, а также существительные общего рода.

Существительные, оканчивающиеся на -о, -е по большинству своему относятся к категории среднего рода.

Существительные мужского рода часто имеют нулевое окончание. При таком условии, чтобы избежать сомнений, следует определить твёрдость-мягкость конечной согласной. Если она твёрдая — существительное гарантировано имеет мужской род, если же мягкая — женский или средний.

Несомненно важным является тот факт, что категория рода проявляется и различается только в парадигме единственного числа. Во множественном числе окончания всех родов одинаковы. Поэтому определить род существительных Pluralia tantum невозможно.

Категория падежа имён существительных

Не только для существительного, но и для всех имён в целом (а это ещё и прилагательное, местоимение и числительное) категория падежа является главной.

Итак, падеж имён существительных — это словоизменительная категория имени, выраженная в сложном взаимодействии противопоставленных между собой шести рядов форм. Обозначает отношения предмета к другому слову в предложении и словосочетании.

Стоит сделать ремарку по поводу словоизменительных и словоклассифицирующих категорий. Разгадка кроется в самом составе терминов. Так, словоизменительные категории ставят начальную форму слова в соответствующую контексту, а словоклассифицирующие категории лишь разделяют их по классам.

Парадигма этой категории содержит в себе 6 рядов, выраженных именительным, родительным, дательным, винительным, творительным и предложным падежом. Каждый из них имеет оригинальные вопросы, в соответствии с которыми изменяются падежные окончания имён существительных, которые сигнализируют о природе того или иного падежа в предложении.

Склонение существительных как система парадигм

Категория склонения становится камнем преткновения как для школьников, так и для взрослых людей. Даже студенты-филологи первого года обучения могут с большим трудом определить склонение имён существительных, так как подходы школьной и вузовской грамматик к этому вопросу отличаются.

Итак, склонение существительных — это парадигмы падежей и чисел. Склонение нельзя назвать грамматической категорией, это просто типы парадигм.

В научной, вузовской грамматике к 1 типу склонений относятся все существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о и -е.

Ко 2 склонению относят все существительные женского рода, оканчивающиеся на -а и -я, а также существительные мужского рода с таким же окончанием.

Последнее, 3 склонение имён существительных, содержит в себе существительные женского рода с нулевым окончанием, а также адъективное склонение (например, в словах столовая или ванная).

В русском языке существует довольно большая группа несклоняемых существительных (кафе или шоссе, например). Культура речи содержит некоторое количество объяснений о трудных случая постановки рода с неизменными существительными иноязычной природы. Некоторые путают: крепкий кофе или крепкое кофе, яркий какаду или яркое какаду. Правильными являются первые варианты.

Согласно школьной грамматике, разделение слов на склонения происходит несколько иначе:

  • к 1 склонению относят существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я. Следует отметить, что все окончания указаны для начальной формы существительного: именительный падеж, единственное число (например: юноша, дорога);
  • 2 склонение объединяет в себе слова данной части речи мужского рода с окончанием, равным нулю, -о и -е, а также среднего рода с упоминаемым несколько ранее окончанием (к примеру: гений, солнце);
  • к 3 склонению следует относить имена существительные женского рода, прибавляя окончание имён существительных, равное нулю (например: радость или роскошь).

В отдельную группу выносятся так называемые разно склоняемые существительные. Это слова среднего рода, оканчивающиеся на -мя (бремя, темя и т.д.) с прибавлением слов путь и дитя.

Категория одушевлённости и неодушевлённости

Данную категорию большинство учёных относят к слово классифицирующим, так как она все слова группы распределяет либо к одушевлённым (живые существа), либо к разряду неодушевлённых (неживое);

Она проявляется не только лексическим путём, но и грамматическим. Категория одушевлённости грамматически проявляет себя в том, что у одушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с родительным. Например: вижу (кого? что?) дома, нет (кого? чего?) дома.

В единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного у одушевлённых существительных мужского рода (вижу мальчика, нет мальчика; вижу стол, нет стола).

Однако существует некоторая непоследовательность с точки зрения лексической и грамматической семантики. Слова кукла, мертвец и покойник относятся к категории одушевлённости, в это же время словоформа труп не является одушевлённым.

Морфологический анализ части речи

Разбор существительного в морфологии является сложным, наряду с разбором глагола, так как также содержит в себе множество подпунктов.

Многообразные слова имена существительные следует выделить в предложении, после чего можно приниматься за анализ. Прежде всего слово выписывается в той форме, в которой оно находится в самом предложении. После его нужно привести к начальной форме.

Нужно определить лексико-грамматический разряд анализируемого слова: к собственным оно относится, или к нарицательным, конкретным или абстрактным.

После этого стоит определить категорию одушевлённости,  а также падеж, род, склонение и число. Согласно вузовской грамматике, помимо этого следует написать, к какому типу ударения относится основа слова (зачастую — класс А) и какой способ словообразования применён.

Общим и в вузовской, и в школьной грамматике является определение синтаксической функции существительного в предложении.

Имя существительное: как легко объяснить тему школьнику?

Всем известно, что правописание имён существительных дети начинают узнавать ещё в начальных классах. Так, имя существительное 2 класс и имя существительное 3 класс становится очень популярным запросом в поисковых системах. В детстве малыши проявляют чрезвычайную любознательность, поэтому ничто не мешает родителям познакомить своих чад с простейшими существительными ещё до школы.

В сущности, каждый ребёнок и так знаком с огромным количеством существительных, ведь даже первое слово — мама — является именно им.

Однако как быть, когда требуется составление имя существительное таблица, или учитель просит у ребёнка: выпиши имена существительные из текста. Даже имя существительное 5 класс, несмотря на то, что дети уже перешли в среднюю школу из младшей, по-прежнему доставляет хлопоты юным исследователям. Тогда, прочитав эту статью, каждый любящий и грамотный родитель сможет удовлетворить запросы своего дитя и помочь получит ему высший балл.

Ни для кого не является секретом, насколько велик, богат и могуч любимый русский язык. И остановить ситуацию тотального равнодушия младшего поколения к нему по силам лишь мудрым и терпеливым взрослым. Для всестороннего развития нужно читать больше книг, разговаривать с ребёнком, а не предлагать ему альтернативу в виде игры на компьютере или просмотра очередного сериала.

Интерактивные лингвистические игры тоже способствуют развитию интеллекта. Например, можно посоревноваться в том, кто даст наиболее полное значение имени существительного — это закрепит полученные на уроках русской словесности знания.

В правилах содержится невероятное количество того, что все называют формы имён существительных, овладев знаниями от которых, человек сможет открыть ещё одну потайную дверь. И получив эту мудрость, её невозможно забыть никогда.

Средний рейтинг 5 / 5. Количество оценок: 2

Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!

Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

Хотите улучшить информацию?

Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?

Русский язык
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии