Вариант 1

Вариант 1 ЕГЭ 2020

Внимательно прочитайте правила заполнения ответов. В электронном варианте вы вписываете ответы также — прописными буквами и без пробелов. После выполнения варианта — вы получите не только свои первичные баллы за первую часть теста, но и сразу перевод во вторичные баллы.

Инструкция к выполнению работы по русскому языку

Перед Вами вариант 1 ЕГЭ по русскому языку 2020 года. Пожалуйста, при выполнении заданий будьте внимательны. Ответы записывайте большими буквами, между которыми НЕ делайте пробелы. Аналогично цифры в ответ пишите без пробелов.

1 задание

(1) До сих пор нет достоверной информации, откуда появилась матрёшка, мифов и легенд о ее происхождении очень много. (2)<…> большая часть исследователей склоняется к этой: прообразом русской матрёшки стала фигурка японского божка, которая, как и матрёшка, раздвигалась, представляя собой вместилище для более мелкой фигурки. (3)Японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – лысоватого старичка с головой, вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

Вопрос. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Мифов о происхождении матрёшки очень много до сих пор, и учёные не пришли к единому мнению.
  2. Прообраз русской матрёшки, по мнению большинства исследователей, – фигурка японского мудреца Фукурума, которая раздвигалась, чтобы вместить более мелкую фигурку.
  3. Фигурка японского божка стала прототипом русской матрёшки, как считают исследователи.
  4. Японский образец русской матрёшки выполнен с большим юмором, он представляет собой множество вставляемых друг в друга фигурок мудреца.
  5. Исследователи твёрдо убеждены: прообразом русской матрёшки стала фигурка японского божка, которая раздвигалась для более мелких фигурок

2 задание

(1) До сих пор нет достоверной информации, откуда появилась матрёшка, мифов и легенд о ее происхождении очень много. (2)<…> большая часть исследователей склоняется к этой: прообразом русской матрёшки стала фигурка японского божка, которая, как и матрёшка, раздвигалась, представляя собой вместилище для более мелкой фигурки. (3)Японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – лысоватого старичка с головой, вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

3 заданиеОзнакомьтесь со словарной статьей и определите, в каком значении употреблено слово ОБРАЗЕЦ в предложении (3). Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной
статьи.
ОБРАЗЕ’Ц, зца́, м.

  1. Предмет, материал, служащий примером при изготовлении, показе или закупке чего-н. Новые образцы материи.
  2. Тот (или то), кому (или чему) надо следовать, подражать; пример. Слог его здесь ставят в образец.
  3. Кто-н. (или что-н.), рассматриваемый (рассматриваемое), как пример поведения. Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?
  4. Способ устройства, вид, форма по примеру чего-н. Платье ему шилось по вывезенному им из деревни образцу.
  5. Деталь, изготовленная в установленной форме и в определенных размерах, служащая для производства над ней испытаний, для выяснения механических качеств материала (тех.). Опытный образец.

4 заданиеВ одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук. Выпишите это слово.
тОрты
крАны
(дверь) зАперта
освЕдомиться
включИшь

5 заданиеВ одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Володя ПОПОЛНИЛ свою коллекцию марок редкими экземплярами.
Лиза с самого детства занималась КОННЫМ спортом.
Его всё время пресделовали бедствия, и она сам считал себя человеком НЕУДАЧНЫМ.
Взгляд у зверька был открытый, ДОВЕРЧИВЫЙ.
В нашем дворе сегодня состоялся ДРУЖЕСКИЙ матч по волейболу.

6 заданиеОтредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Уезжая из Санкт-Петербурга, путешественники купили памятные сувениры с символами города: магниты, футболки, фигурки котов и грифонов, настольные и настенные календари, наборы шоколада.

7 заданиеВ одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Поезд сошёл с РЕЛЬСОВ
много АРМЯН
без САПОГОВ
несколько ОЛАДИЙ
следы КОПЫТЕЦ

8 заданиеУстановите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Неправильное употребление предложения с именем числительным

Б. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

В. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г. Ошибка в построении сложноподчинённого предложения

Д. Нарушение построения предложения с однородными членами

1)Автором матрёшки был токарь Михаил Звёздочкин, а расписал первую матрёшку в образе крестьянской девочки, вскоре окрещённой в народе распространенным именем Матрёшка (Матрёна), художник Сергей Малютин.2) Причина популярности матрёшки сувенирной в том, что она являлась олицетворением самой России с её широкой душой, пёстрыми нарядами и большими семьями.3) Классическая русская матрёшка представляет собой пятеро или семеро кукол, самая маленькая из которых является ребёнком.4)Сделана русская сувенирная матрёшка из дуба или ольхи, покрыта известковым раствором, предотвращающего рассыхание, и лаком.5)Матрёшка – символ плодородия, богатства, материнства, поэтому она пользуется такой всенародной любовью.6)Расписывают матрёшек гуашью либо не расписывают вообще, а выжигают рисунок, да так искусно, что на первый взгляд и не поймешь, что есть ли на матрёшке краска.

7)Положив внутрь матрёшки записку с желанием, оно непременно исполнится.

8) Пик популярности матрёшки пришелся на начало 60-х годов двадцатого века, когда в Советский Союз стали приезжать иностранцы для участия в фестивалях и учёбы.

9) Сегодня можно купить сувенирные матрёшки самого необычного вида – героев не только русских сказок, но и политиков.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

9 заданиеУкажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) приг..реть, сж..мать, обн..мать
2) р..стовщик, ск..чок, подр..сток
3) попл..вок, заст..лить, пом..риться (с другом)
4) выд..рать (с корнем), д..ректор, к..лоссально
5) забл..стать, подт..рать, ур..внение

10 заданиеУкажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) пр..стиж, пр..стол, пр..цедент
2) пр..бабушка, пр..родина, пр..язык
3) ра..бросать, ра..писание, бе..смысленный
4) супер..нтересный, пед..нститут, дез..нфекция
5) ни…ходящий, ни…вергнуть, бе..фокусный

11 заданиеУкажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) стаж..р, маж…р
2) окруж…н, печ..нка
3) дотемн…, вправ..
4) колокольч..к, ореш..к
5) бельч..нок, трущ..бы

12 заданиеУкажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (он) отутюж..т, (она) круж..тся
2) (он) стукн..т, (он) вытерп..т
3) (он) кашля..т, (она) вылет..т
4) обид..вший, прикле..вший
5) движ..мый, выбеж..т

13 заданиеОпределите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Эта картина была ещё (НЕ)РАСКРАШЕНА.
Осенью яблоки уже (НЕ)ТАК вкусны, как позним летом.
(НЕ)ВЫПОЛНЕННОЕ мной обещание терзало душу.
(НЕ)КОТОРУЮ схожесть с матрёшкой имеет кукла Дарума.
Стараясь (НЕ)СМОТРЕТЬ в ту сторону, где был волк, турист быстрым
шагом двинулся по тропке

14 заданиеОпределите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


(В)ПЕРЕДИ темнота была очень плотной, ТАК(ЧТО) ломило глаза.
Мы шли (ПО)НАД берегом, и лисица бежала ТО(ЖЕ) за нами.
Во ЧТО(БЫ) то ни стало мне нужно выиграть это состязание,
ПОТОМУ(ЧТО) я долго готовился.
(ПО)ЗАВЧЕРА нам позвонили (НА)СЧЁТ котят.
(В)СЛЕДСТВИИ о краже появился новый подозреваемый, ТАК(КАК)
следователь посмотрел запись с камеры наблюдения.

15 заданиеУкажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 


На полирова(1)ых полках были расставле(2)ы дикови(3)ые деревя(4)ые
фигурки, грубо краше(5)ые в жёлтый цвет, серебря(6)ые подсвечники и
эмалирова(7)ые кружки.

 

 

16 заданиеРасставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 


1) Летом можно читать новые книги и журналы и не думать об экзаменах.
2) В этом лесу много грибов и ягод редких деревьев и растений.
3) Ваня опаздывал на урок и это повторялось каждое утро.
4) Обычно в этом трамвае немного пассажиров и он ходит строго по
расписанию.
5) Мне было неловко и слушать его заведомую ложь и понимать это и делать
заинтересованный вид.

17 заданиеРасставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Русская кукла (1) изготовленная Малютиным (2) представляла собой круглолицую крестьянскую девушку (3) одетую в (4) искусно вышитые
(5) рубашку, сарафан и передник (6) накрытую цветастым платком (7) и (8) держащую в руках чёрного петуха.

18 заданиеРасставьте знаки препинания:
укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В московской мастерской «Детское воспитание» (1) по-видимому (2) появилась идея создания русской деревянной куклы. По другой версии
(3) первую матерёшку создал художник Сергей Малютин в Музее кустарных изделий

19 заданиеРасставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Я увидел в витрине старинную вазу (1) историю (2) которой слышал ещё от своей бабушки (3) и невольно остановился (4) прямо посреди людного
проспекта.

20 заданиеРасставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.

Эти матрёшки Ване очень нравились (1) и (2) когда мальчик оставался в комнате один (3) хотя это случалось довольно редко (4) он смотрел на
них (5) и представлял (6) как куколки разговаривают с ним.

21 заданиеНайдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

(1) Сергиево-Посадский музей является обладателем одного из лучших собраний матрёшек из разных уголков России. (2)Выставка «Музей русской матрёшки» знакомит посетителей с большим кругом экспонатов XX–XXI века из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника и частных коллекций, которые позволяют проследить основные этапы развития куклы матрёшки. (3)В экспозиции представлены работы  профессиональных художников и народных мастеров всех традиционных центров производства матрёшки, расположенных в Московском, Нижегородском, Вятском регионах, а также такое яркое явление современной художественной жизни, как «авторская» матрёшка. (4)Огромная популярность русской куклы матрёшки, пришедшая к ней более 110 лет назад, не ослабевает. (5)Появившись на свет, матрёшка поразила современников художественным совершенством образа и силой выразительности его национального характера, что сделало её со временем не только игрушкой, но и памятным знаком, символом России. (6)«Рождение» матрёшки было обусловлено как требованиями национально-романтического направления в искусстве XIX столетия, так и возросшим спросом покупателей на дидактические игры.
(7)В этот период в российском игрушечном производстве большое внимание уделялось развивающим интеллектуальным игрушкам. (8)Токарная кукламатрёшка в виде разъемных фигурок, вкладывающихся одна в другую, легко и непринуждённо учила ребёнка распознавать величину предметов, их цвета и формы, помогала вырабатывать глазомер, пространственные представления, чувство композиции.

 

22 заданиеПрочитайте текст и выполните задание:

 


(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который,
будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять.
(7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине недоумения: мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если
пытаешься её понять. (8)Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11) Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)  Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13) Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.
– (14)Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.
– (15)Нет! – хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля
боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны.
(18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу,
готов отдать всё на свете… (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:
– (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.
(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.
(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой.
(25)Я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до
болезненности. (27)Зачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства?
(30)Не знаю!
(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал. (33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих
пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.
(По М. Худякову)
*Михаил Георгиевич Худяков (1894-1936) – историк, археолог, фольклорист, автор ряда этнографических и археологических очерков по истории тюркских и финно-угорских народов.


Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Серёжа мужественно нёс своего друга, порезавшего ногу консервной банкой.
2) Серёжа рассказал ребятам о том, что рассказчик передавал привет Гале Коршуновой.
3) Рассказчик всегда был тихим, спокойным и скромным мальчиком.
4) Мальчики были друзьями, но после описанного случая перестали дружить.
5) Рассказчик, став взрослым человеком, до сих пор вспоминает этот случай из детства, и ему непонятны мотивы поступка Серёжи.

23 заданиеПрочитайте текст:

 


(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который,
будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять.
(7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине недоумения: мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если
пытаешься её понять. (8)Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11) Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)  Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13) Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.
– (14)Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.
– (15)Нет! – хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля
боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны.
(18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу,
готов отдать всё на свете… (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:
– (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.
(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.
(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой.
(25)Я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до
болезненности. (27)Зачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства?
(30)Не знаю!
(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал. (33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих
пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.
(По М. Худякову)
*Михаил Георгиевич Худяков (1894-1936) – историк, археолог, фольклорист, автор ряда этнографических и археологических очерков по истории тюркских и финно-угорских народов.


Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 22-23 представлено рассуждение.
2) Предложение 2 объясняет содержание предложения 1.
3) Содержание предложений 24 и 26 противопоставлено друг другу.
4) В предложениях 28, 29 содержится ответ на вопрос, заданный в
предложении 27.
5) В предложениях 31-34 представлено рассуждение

24 заданиеПрочитайте текст:

 

(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который,
будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять.
(7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине недоумения: мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если
пытаешься её понять. (8)Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11) Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12) Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13) Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.
– (14)Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.
– (15)Нет! – хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля
боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны.
(18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу,
готов отдать всё на свете… (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:
– (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.
(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.
(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой.
(25)Я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до
болезненности. (27)Зачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства?
(30)Не знаю!
(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал. (33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих
пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.
(По М. Худякову)
*Михаил Георгиевич Худяков (1894-1936) – историк, археолог, фольклорист, автор ряда этнографических и археологических очерков по истории тюркских и финно-угорских народов.


Из предложений 8-13 выпишите слово со значением «близкий, задушевный»

25 задание(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который,
будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять.
(7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине недоумения: мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если
пытаешься её понять. (8)Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11) Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12) Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13) Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.
– (14)Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.
– (15)Нет! – хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля
боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны.
(18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу,
готов отдать всё на свете… (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:
– (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.
(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.
(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой.
(25)Я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до
болезненности. (27)Зачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства?
(30)Не знаю!
(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал. (33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих
пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.
(По М. Худякову)
*Михаил Георгиевич Худяков (1894-1936) – историк, археолог, фольклорист, автор ряда этнографических и археологических очерков по истории тюркских и финно-угорских народов.


Среди предложений 24-34 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи вводного слова и лексического повтора.
Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26 заданиеПрочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.

(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине недоумения: мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять. (8)Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11) Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12) Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13) Восемь километров Серёжка нёс меня на себе. – (14)Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами. – (15)Нет! – хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете… (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке: – (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил. (22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану. (24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)Я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности. (27)Зачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю! (31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал. (33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки. (По М. Худякову) *Михаил Георгиевич Худяков (1894-1936) – историк, археолог, фольклорист, автор ряда этнографических и археологических очерков по истории тюркских и финно-угорских народов.


«М. Худяков рассказывает грустную историю одной дружбы. Чувства героя автор раскрывает при помощи таких средств выразительности, как (А) ______ (например, «помню» в предложении 5, «готов» в предложении 18) и (Б) _______ («за тридевять земель» в предложении 9, «пробегают мурашки» в предложении 34). Передавая душевное состояние рассказчика, автор использует синтаксические средства: (В) _______ («в деталях, в подробностях, в красках» предложение 5) и (Г) _______(предложения 1, 13, 31)».

Список терминов:

1) градация 2) ряды однородных членов предложения 3) лексический повтор 4) синтаксический параллелизм 5) парцелляция 6) восклицательные предложения 7) фразеологизм 8) эпитет 9) анафора

А Б В Г

 

Средний рейтинг 4.2 / 5. Количество оценок: 96

Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!

Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

Хотите улучшить информацию?

Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?

Русский язык
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии