Предложение — что это такое? Какие бывают предложения — давайте рассмотрим.
Содержание
Понятие о предложении
Науке о языке известны принципиально различные подходы к изучению предложения как синтаксической единицы. Сопоставление разных попыток дать определение предложения выявляет две основные тенденции:
- Попытки определить предложение с помощью понятий нелингвистических (логических, логико-психологических);
- Стремление найти чисто лингвистические критерии в подходе к предложению.
Представитель логического направления Ф.И. Буслаев определял предложение как «суждение, выраженное словами», полагая, что в языке находят свое точное отражение и выражение логические категории и отношения.
Представитель психологического направления А. А. Потебня, исходя из утверждения, что «грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением», рассматривал предложение как выражение в словах психологического суждения, т. е. соединения двух представлений, образующих сложное представление.
Основоположник формально-грамматического направления ф. Ф. Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы вправе назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе как части грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое».
Представителями этого направления члены предложения определялись с морфологической точки зрения, т. е. характеризовались как части речи.
В. В. Виноградов, выступая против «морфологизма» в синтаксисе, в основу определения предложения кладет структурно-семантический принцип: «Предложение — это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».
Предложение относительно логического суждения — не тождественно ему. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т. д., соотносительные не с двучленным суждением, а с другими формами мышления.
Отражая деятельность интеллекта, предложение служит также для выражения эмоций и волеизъявлений, входящих в сферы чувства и воли.
Свойства предложения
Предикативность — это выражение языковыми средствами отношения содержания высказываемого к действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность, необходимость или вероятность).
Грамматическими средствами выражения предикативности являются категория времени (не все явления действительности происходят во времени, и содержание высказывания осознается в каком-либо временном плане), категория лица (высказывание, как правило, соотносит действие с одним из трех грамматических лиц) и категория модальности (высказывание говорящего сопровождается выражением его oтношения к содержанию высказываемого).
Средства выражения модальности — категория наклонения (изъявительное, повелительное, сослагательное), особые лексико-грамматические средства (модальные глаголы, модальные слова и частицы).
В предложении выделяется его предикативная основа: в двусоставных предложениях — сочетание подлежащего и сказуемого, в большинстве односоставных предложений —
глагольная словоформа.
Виды предложений
Типология предложений в русском языке строится на основании учета разных признаков — содержательных, функциональных, структурных.
Содержательные признаки лежат в основе деления предложений по характеру объективной модальности, по специфике соотнесенности двух компонентов мысли. Разные значения объективной модальности реализуются в предложениях реальной модальности и в предложениях ирреальной модальности.
Разнообразные оттенки субъективно-модальных значений проявляются в предложениях, выражающих предположение, сомнение, уверенность, возможность, невозможность и т. п.
По соотнесенности компонентов мысли (предмета мысли и его признака) предложения делятся на утвердительные (утверждается то, что высказывается о предмете мысли)
и отрицательные (отрицается то, что высказывается о предмете мысли).
Функциональные признаки складываются из коммуникативной целенаправленности предложений и зависящей от этого интонации. По функции (цели высказывания) предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
Восклицательные предложения
В отдельный тип по цели высказывания могут быть выделены и предложения со значением желательности, хотя традиционно они включаются в побудительные предложения.
Каждое из предложений этих типов может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, передающейся особой восклицательной интонацией.
Структурная характеристика предложений строится на основе учета признаков, указывающих на строение предложений.
В зависимости от количества предикативных единиц предложения могут быть простыми и сложными.
Простые и сложные предложения
Простые предложения характеризуются синтаксической делимостью или неделимостью и делятся на делимые (имеющие члены предложения) и неделимые
(предложения, лишенные способности выделять в своем составе члены предложения).
В зависимости от количества главных членов предложения (один или два), выступающих в качестве организующего центра предложения, делимые предложения делятся на односоставные и двусоставные.
По наличию или отсутствию второстепенных членов различаются предложения распространенные и нераспространенные.
Как односоставные, так и двусоставные предложения считаются полными, если все синтаксические позиции, необходимые для данной структуры, словесно представлены, и неполными, если одна или несколько синтаксических позиций данной структуры предложения оказываются незамещенными по условиям контекста или ситуации.
При оформлении предложения большое значение имеет интонация, выполняющая как грамматическую, так и стилистическую функцию. При помощи интонации передается
законченность предложения и осуществляется его деление на синтаксически значимые отрезки, выражается эмоциональность речи, передаются волевые побуждения, а также
различные модальные оттенки значений.
Утвердительные и отрицательные предложения
Любому предложению свойственно общее значение объективной модальности, которое дифференцируется как значение временной определенности и временной неопределенности.
В первом случае предложение обладает такими грамматическими признаками, которые позволяют представить сообщаемое в нем как осуществляемое в реальном времени —
в настоящем, прошедшем и будущем.
Такие предложения называются предложениями реальной модальности.
Например:
- Ведь мы косвенные виновники его гибели (наст. вр.);
- И вновь мы ждем волнующие вести (наст. вр.);
- После продажи журнала наша деятельность зашла в тупик — Гвельдов держался отлично (прош. вр.);
- Я попробую начать с конца и придерживаться только фактов, более-менее установленных вами (буд. вр.);
- Я увезу тебя прямо сейчас (буд. вр.).
Во втором случае сообщаемое в предложении представляется как возможное, желаемое, должное или требуемое, то есть реально не существующее. Эти предложения несут в себе
значение временной неопределенности и называются предложениями ирреальной модальности.
В них используются формы сослагательного наклонения (возможность осуществления того, о чем сообщается в неопределенном временном плане), желательное, побудительное, долженствовательное наклонения (синтаксические ирреальные наклонения).
Например:
- А доведись ему в России жить, так он не то что в декабре, а в мае запросился бы в комнату. Небось скрючило бы от холода. (А. Чехов) (возможность);
- А презирать страдание значило бы для него презирать самую жизнь. (А. Чехов) (возможность);
- Милые фразы, но только фразы… Чуточку бы искренности. (А . Чехов) (желательность);
- Нам бы с тобой пустыню с витязями, нам бы с тобой богатырей. (А. Чехов) (желательность);
- Не держите его, Платонов! Пусть уходит! (А. Чехов) (побудительность);
- Вон какая-то шельма в коляске проехала, а ты сиди да мыслями думай… (А. Чехов) (долженствование);
- Я и тому дай, и другого удовлетвори, и третьему вынь да положь! Всем надо… (М. Салтыков-Щедрин) (долженствование).
Деление предложений на утвердительные и отрицательные связано с содержанием выражаемых в них отношений действительности.
- Большое это удовольствие — жить на земле (М. Горький);
- Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым (Б. Окуджава).
Отрицательными называются предложения, в которых отрицается то, что высказывается о предмете речи.
Отрицательные предложения делятся на общеотрицательные и общеотрицательные.
Полное отрицание достигается постановкой частицы не перед сказуемым» такое предложение называется общеотрицательным:
- Я так и не отыскал в истории мгновенья, про которое можно было сказать: остановись, ты прекрасно! (В. Тендряков);
- Чем дальше, тем больше он уже сам себя не уважал (В. Тендряков);
- Нет от дождя спасенья никому (А. Сурков).
Частица не перед другими членами предложения выражает частичное отрицание.
Такие предложения называются частноотрицательными, так как в целом они заключают утверждение:
- И не таких я женихов с двора с поклоном проводила… (И. Крылов);
- Не все разлуку побеждают (К. Симонов);
- Законы пишу не я (Л. Толстой);
- Николаев было нисколько не труднее оборонять, чем Одессу (К. Симонов).
Предложение также может сочетать в себе и общеотрицательное, и частноотрицательное предложение, например:
- Увы, — он счастия не ищет и не от счастия бежит! (М. Лермонтов).
Обычно отрицание выражается с помощью частицы не, также может усиливаться посредством частицы ни и наличием отрицательных местоимений:
- Гепард! Его не обгонит ни лошадь, ни антилопа (И. Акимушкин);
- Днем никто не приходил навестить Аверкия (Д. Мамин-Сибиряк);
- Сколько бы ни пришлось жить на свете, никогда не перестанешь удивляться России (К. Паустовский).
Грамматическим признаком отрицательного предложения может служить специальное отрицательное слово нет, выполняющее функцию сказуемого в безличном предложении:
- Нет в мире страны более неожиданной и противоречивой (К. Паустовский);
- Сильнее кошки зверя нет (И. Крылов);
- Ему нет равной реки в мире (Н. Гоголь)
Отрицание может быть выражено с помощью интонации
Куда уж мне тягаться с вами! Так я тебе и пойду! Вправду, ну какой же вы охотник?!
Не относятся к отрицательным:
а) предложения с повторяющейся частицей не в составном глагольном сказуемом (перед вспомогательным глаголом и перед инфинитивом):
Но не предложить этого он не мог (К. Симонов);
Он не мог не скучать в деревне (И. Тургенев).
В подобных предложениях выражается усиленное утверждение;
б) вопросительные или восклицательные предложения со значением обобщенного утверждения:
Кто в силах удержать любовь? (А. Пушкин);
Иль нам с Европой спорить ново? (А. Пушкин).
В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательное предложение
Повествовательные предложения — наиболее распространенный вид предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются относительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове и спокойным понижением тона в конце предложения:
- Человеку нужна Родина (М. Пришвин);
- Хочу быть свободным от лишних забот (В. Тендряков);
- За окнами душное лето (К. Симонов);
- Гремя сапогами, к дому бежали шестеро (Н. Островский);
- Свежеют с каждым днем и молодеют сосны (И. Бунин).
Структура повествовательного предложения зависит от его содержания.
Если повествуется о действии, состоянии, движении кого-либо или чего-либо, то сказуемое бывает глагольное:
Идет-гудит Зеленый Шум… (Н. Некрасов).
Если же дается характеристика признака, то сказуемое бывает именное:
Тиха украинская ночь (А. Пушкин).
Вопросительное предложение
Вопросительное предложение — это предложение, заключающее в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему:
- Отгорела ли наша рябина, осыпаясь под белым окном? (С. Есенин);
- Как мне поступить, Петр Егорович? (А . Островский);
- Печорин! Давно ли здесь? (М. Лермонтов).
Средствами выражения вопроса являются:
1) вопросительная интонация — повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например:
Вы на Западном фронте были? (К. Симонов) (ср.: Вы на Западном
фронте были?; Вы на Западном фронте были?);
2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос):
Хотите воды со льдом? (В. Вересаев);
3) вопросительные слова — вопросительные частицы, наречия, местоимения:
Не лучше ли тебе отстать от них самому? (А . Пушкин);
Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (М . Лермонтов);
Зачем мы здесь стоим? (А. Чехов).
Общевопросительные и частновопросительные предложения
Вопросительные предложения в зависимости от типа заключенного в них вопроса и предполагаемого ответа делятся на общевопросительные и частновопросительные.
Общевопросительные предложения направлены на получение информации о ситуации в целом. Ответом на них будет «да» или «нет»:
Вам хочется скинуть туфли, снять рубашку — и так пройтись по селу? (В. Шукшин);
Есть ли у тебя дома деревья? (Ю. Куранов);
Ты спросишь, как его зовут? (Ю. Куранов).
Частновопросительные предложения требуют ответа о деятеле, о признаке, о тех или иных обстоятельствах, то есть они требуют в ответе сообщения новой информации:
«Ты отчего такой задумчивый?» — спросил мальчик;
Кто по речке плывет? Кто песню поет?;
Хорошее у тебя пиво, Меланья Васильевна. Как ты его варишь? (В. Шукшин).
По своему характеру вопросительные предложения делятся на следующие разряды:
- Собственно вопросительные предложения. Они заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ.
В этих предложениях выражается стремление говорящего выяснить что-либо для него неизвестное:К чему опять ты мрачный взор мохнатой шапкой закрываешь? (М. Лермонтов);Что же это за люди, что за типы? (В. Белинский);Далеко ли вы отсюда живете? (А. Пушкин); - Вопросительно-утвердительные предложения. Будучи обращенными к собеседнику, они требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе:Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был? (С. Есенин);Ну кто из нас весне не рад? (А. Жаров);Не твоих ли звуков сладость вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость окрыляла нас тогда? (А. Блок);
- Вопросительно-отрицательные предложения. Они заключают в себе отрицание того, о чем спрашивается:Родимая! Ну как заснуть в метель? (С. Есенин);Но тебя я разве позабуду? (С. Есенин);Дак на кой же шут тогда из себя жилы тянуть столько лет? (В. Шукшин);
- Вопросительно-побудительные предложения. Они заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса:«Вы прекратите орать?» — опять спросила Софья Ивановна (В. Шукшин);«Давай попробуем кровь?» — предложил сын (В. Шукшин);«Молока не выпьете на дорогу?» — сказал Яков (М. Горький);
- Вопросительно-риторические предложения. Они содержат утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе; употребляются они как средство выразительности:Желанья…
Что пользы напрасно и вечно желать? (М. Лермонтов);Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей? (М. Лермонтов);Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? (И. Тургенев).По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса):
«Скажите, Степан, вы женились по любви?» — спросила Маша.
«Какая у нас в деревне любовь?» — ответил Степан и усмехнулся (А. Чехов).
Побудительные предложения
Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего. Их цель — побуждение к действию.
В них содержатся различные оттенки волеизъявления:
- приказ, просьба, мольба, пожелание:«Молчать!., ты!» — злым шепотом воскликнул Объедок, вскакивая на ноги (М. Горький);«Поезжай, Петр!» — командовал студент (М. Горький);Дяденька Григорий… наклонись-ка ухом (М. Горький);
- совет, предложение, предостережение, протест, угроза:Оригинальная баба эта Арина; вы заметьте, Николай Петрович (М. Горький);Питомцы ветреной Судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (А. Пушкин);
- согласие, разрешение:Как хочешь, так и поступай;Можешь идти куда глаза глядят;
- призыв, приглашение к совместному действию:Ну вот и давай стараться во всю силу победить болезнь (М. Горький);Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А. Пушкин).
Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются:
- побудительная интонация;
- сказуемое в форме повелительного наклонения;
- специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть).Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной… (А. Пушкин);В салон! (А. Чехов);Ну пойдем ко мне (Л. Толстой).
Восклицательное предложение
Восклицательными называются предложения, в которых выражение содержания сопровождается выражением чувства говорящего. Невосклицательные предложения подобной
эмоциональной окраски не имеют.
Восклицательными могут стать различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные:
Вечер такой славный! (А. Чехов);
Пустите меня поглядеть! (М. Горький);
И каких только не бывает чудес на свете! (Э. Казакевич).
Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:
- Интонация, передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном,
с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию):Прощай, письмо любви, прощай! (А . Пушкин);Явись, вдохни восторг и рвенье полкам, оставленным тобой! (А. Пушкин); - Междометия:…И, увы, мое шампанское торжествует над силою магнетических ее глазок! (М. Лермонтов);Ух!., хорошо здесь подают! Ахти, хорошо! (М. Горький);
- Восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, придающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой,
что за и др.:Ну что за шейка! Что за глазки! (И. Крылов);То ль дело Киев! Что за край! (А. Пушкин);Как хороши, как свежи были розы! (И. Тургенев);
Фу ты какая! Слова ей не скажи! (М. Горький).
Я лично русский язык плохо знаю,да и подзабыл уже кое-что,во́бщем статья познавательная.
Всё очень супер Тема понравилась
Спасибо! Очень интересно!
Предложение Восклицания эмоции вот же толь в нашем можно все легко понимать.
Довольно полное описание. Плюс автору
Я вообще встряхнул свою память по русскому языку. Спасибо за статью.
Интересная статейка, читала с удовольствием
Интересненько
А я вот уже все забыл! Хорошо напомнили!))
Спасибо, о многих тонкостях классификации предложений в принципе не знал, в школе это как-то более поверхностно было, насколько помню.
Интересно было освежить в памяти свои знания русского языка. Спасибо за статью.
Ну да, предложения бывают разные
Весьма конструктивно, обстоятельно и максимально понятно.
Школьникам и представителям иных языковых объединений явно поможет в освоении великого могучего!
Да и взрослым носителям бдет полезно освежить в памяти.
В данной статье рассматриваются различные подходы к изучению предложения как синтаксической единицы. Понравилось — преложение -есть главная синтаксическая единица выражения мысли!
Очень полезные советы! Мой сын скоро ЕГЭ будет писать, скину ему, чтоб прочёл.