Предложение

Предложение и виды предложений

Предложение — что это такое? Какие бывают предложения — давайте рассмотрим.

Понятие о предложении

Науке о языке известны принципиально различные подходы к изучению предложения как синтаксической единицы. Сопоставление разных попыток дать определение предложения выявляет две основные тенденции:

  1. Попытки определить предложение с помощью понятий нелингвистических (логических, логико-психологических);
  2. Стремление найти чисто лингвистические критерии в подходе к предложению.

Представитель логического направления Ф.И. Буслаев определял предложение как «суждение, выраженное словами», полагая, что в языке находят свое точное отражение и выражение логические категории и отношения.

Представитель психологического направления А. А. Потебня, исходя из утверждения, что «грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением», рассматривал предложение как выражение в словах психологического суждения, т. е. соединения двух представлений, образующих сложное представление.

Основоположник формально-грамматического направления ф. Ф. Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы вправе назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе как части грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое».

Представителями этого направления члены предложения определялись с морфологической точки зрения, т. е. характеризовались как части речи.

В. В. Виноградов, выступая против «морфологизма» в синтаксисе, в основу определения предложения кладет структурно-семантический принцип: «Предложение — это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Предложение — минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или отдельное слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли.

Предложение относительно логического суждения — не тождественно ему. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т. д., соотносительные не с двучленным суждением, а с другими формами мышления.

Отражая деятельность интеллекта, предложение служит также для выражения эмоций и волеизъявлений, входящих в сферы чувства и воли.

Свойства предложения

Основой предложения является предикативность.

Предикативность — это выражение языковыми средствами отношения содержания высказываемого к действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность, необходимость или вероятность).

Грамматическими средствами выражения предикативности являются категория времени (не все явления действительности происходят во времени, и содержание высказывания осознается в каком-либо временном плане), категория лица (высказывание, как правило, соотносит действие с одним из трех грамматических лиц) и категория модальности (высказывание говорящего сопровождается выражением его oтношения к содержанию высказываемого).

Средства выражения модальности — категория наклонения (изъявительное, повелительное, сослагательное), особые лексико-грамматические средства (модальные глаголы, модальные слова и частицы).

В предложении выделяется его предикативная основа: в двусоставных предложениях — сочетание подлежащего и сказуемого, в большинстве односоставных предложений —
глагольная словоформа.

Существенным признаком предложения является интонация. Интонация выполняет различные функции: оформляет законченность предложения; выдерживает эмоциональную сторону речи говорящего, воздействует на чувства слушающего; в речи, преследующей цели воздействия, выражает волевые импульсы; выражает модальные оттенки предложения.

Виды предложений

Типология предложений в русском языке строится на основании учета разных признаков — содержательных, функциональных, структурных.

Содержательные признаки лежат в основе деления предложений по характеру объективной модальности, по специфике соотнесенности двух компонентов мысли. Разные значения объективной модальности реализуются в предложениях реальной модальности и в предложениях ирреальной модальности.

Разнообразные оттенки субъективно-модальных значений проявляются в предложениях, выражающих предположение, сомнение, уверенность, возможность, невозможность и т. п.
По соотнесенности компонентов мысли (предмета мысли и его признака) предложения делятся на утвердительные (утверждается то, что высказывается о предмете мысли)
и отрицательные (отрицается то, что высказывается о предмете мысли).

Функциональные признаки складываются из коммуникативной целенаправленности предложений и зависящей от этого интонации. По функции (цели высказывания) предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Восклицательные предложения

В отдельный тип по цели высказывания могут быть выделены и предложения со значением желательности, хотя традиционно они включаются в побудительные предложения.

Каждое из предложений этих типов может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, передающейся особой восклицательной интонацией.
Структурная характеристика предложений строится на основе учета признаков, указывающих на строение предложений.

В зависимости от количества предикативных единиц предложения могут быть простыми и сложными.

Простые и сложные предложения

Простые предложения характеризуются синтаксической делимостью или неделимостью и делятся на делимые (имеющие члены предложения) и неделимые
(предложения, лишенные способности выделять в своем составе члены предложения).

В зависимости от количества главных членов предложения (один или два), выступающих в качестве организующего центра предложения, делимые предложения делятся на односоставные и двусоставные.

По наличию или отсутствию второстепенных членов различаются предложения распространенные и нераспространенные.

Как односоставные, так и двусоставные предложения считаются полными, если все синтаксические позиции, необходимые для данной структуры, словесно представлены, и неполными, если одна или несколько синтаксических позиций данной структуры предложения оказываются незамещенными по условиям контекста или ситуации.

При оформлении предложения большое значение имеет интонация, выполняющая как грамматическую, так и стилистическую функцию. При помощи интонации передается
законченность предложения и осуществляется его деление на синтаксически значимые отрезки, выражается эмоциональность речи, передаются волевые побуждения, а также
различные модальные оттенки значений.

Утвердительные и отрицательные предложения

Любому предложению свойственно общее значение объективной модальности, которое дифференцируется как значение временной определенности и временной неопределенности.
В первом случае предложение обладает такими грамматическими признаками, которые позволяют представить сообщаемое в нем как осуществляемое в реальном времени —
в настоящем, прошедшем и будущем.

Такие предложения называются предложениями реальной модальности.

Например:

  1. Ведь мы косвенные виновники его гибели (наст. вр.);
  2. И вновь мы ждем волнующие вести (наст. вр.);
  3. После продажи журнала наша деятельность зашла в тупик — Гвельдов держался отлично (прош. вр.);
  4. Я попробую начать с конца и придерживаться только фактов, более-менее установленных вами (буд. вр.);
  5. Я увезу тебя прямо сейчас (буд. вр.).

Во втором случае сообщаемое в предложении представляется как возможное, желаемое, должное или требуемое, то есть реально не существующее. Эти предложения несут в себе
значение временной неопределенности и называются предложениями ирреальной модальности.

В них используются формы сослагательного наклонения (возможность осуществления того, о чем сообщается в неопределенном временном плане), желательное, побудительное, долженствовательное наклонения (синтаксические ирреальные наклонения).

Например:

  1. А доведись ему в России жить, так он не то что в декабре, а в мае запросился бы в комнату. Небось скрючило бы от холода. (А. Чехов) (возможность);
  2. А презирать страдание значило бы для него презирать самую жизнь. (А. Чехов) (возможность);
  3. Милые фразы, но только фразы… Чуточку бы искренности. (А . Чехов) (желательность);
  4. Нам бы с тобой пустыню с витязями, нам бы с тобой богатырей. (А. Чехов) (желательность);
  5. Не держите его, Платонов! Пусть уходит! (А. Чехов) (побудительность);
  6. Вон какая-то шельма в коляске проехала, а ты сиди да мыслями думай… (А. Чехов) (долженствование);
  7. Я и тому дай, и другого удовлетвори, и третьему вынь да положь! Всем надо… (М. Салтыков-Щедрин) (долженствование).

Деление предложений на утвердительные и отрицательные связано с содержанием выражаемых в них отношений действительности.

В утвердительных предложениях утверждается то, что высказывается относительно предмета речи:
  1. Большое это удовольствие — жить на земле (М. Горький);
  2. Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым (Б. Окуджава).

Отрицательными называются предложения, в которых отрицается то, что высказывается о предмете речи.

Отрицательные предложения делятся на общеотрицательные и  общеотрицательные.

Полное отрицание достигается постановкой частицы не перед сказуемым» такое предложение называется общеотрицательным:

  1. Я так и не отыскал в истории мгновенья, про которое можно было сказать: остановись, ты прекрасно! (В. Тендряков);
  2. Чем дальше, тем больше он уже сам себя не уважал (В. Тендряков);
  3. Нет от дождя спасенья никому (А. Сурков).

Частица не перед другими членами предложения выражает частичное отрицание.

Такие предложения называются частноотрицательными, так как в целом они заключают утверждение:

  1. И не таких я женихов с двора с поклоном проводила… (И. Крылов);
  2. Не все разлуку побеждают (К. Симонов);
  3. Законы пишу не я (Л. Толстой);
  4. Николаев было нисколько не труднее оборонять, чем Одессу (К. Симонов).

Предложение также может сочетать в себе и общеотрицательное, и частноотрицательное предложение, например:

  1. Увы, — он счастия не ищет и не от счастия бежит! (М. Лермонтов).

Обычно отрицание выражается с помощью частицы не, также может усиливаться посредством частицы ни и наличием отрицательных местоимений:

  1. Гепард! Его не обгонит ни лошадь, ни антилопа (И. Акимушкин);
  2. Днем никто не приходил навестить Аверкия (Д. Мамин-Сибиряк);
  3. Сколько бы ни пришлось жить на свете, никогда не перестанешь удивляться России (К. Паустовский).

Грамматическим признаком отрицательного предложения может служить специальное отрицательное слово нет, выполняющее функцию сказуемого в безличном предложении:

  1. Нет в мире страны более неожиданной и противоречивой (К. Паустовский);
  2. Сильнее кошки зверя нет (И. Крылов);
  3. Ему нет равной реки в мире (Н. Гоголь)

Отрицание может быть выражено с помощью интонации

Куда уж мне тягаться с вами! Так я тебе и пойду! Вправду, ну какой же вы охотник?!

Не относятся к отрицательным:

а) предложения с повторяющейся частицей не в составном глагольном сказуемом (перед вспомогательным глаголом и перед инфинитивом):

Но не предложить этого он не мог (К. Симонов);

Он не мог не скучать в деревне (И. Тургенев).

В подобных предложениях выражается усиленное утверждение;

б) вопросительные или восклицательные предложения со значением обобщенного утверждения:

Кто в силах удержать любовь? (А. Пушкин);

Иль нам с Европой спорить ново? (А. Пушкин).

В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательное предложение

Повествовательное предложение заключает в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и выражает относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение.

Повествовательные предложения — наиболее распространенный вид предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются относительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове и спокойным понижением тона в конце предложения:

  1. Человеку нужна Родина (М. Пришвин);
  2. Хочу быть свободным от лишних забот (В. Тендряков);
  3. За окнами душное лето (К. Симонов);
  4. Гремя сапогами, к дому бежали шестеро (Н. Островский);
  5. Свежеют с каждым днем и молодеют сосны (И. Бунин).

Структура повествовательного предложения зависит от его содержания.

Повествовательное предложение - это

Если повествуется о действии, состоянии, движении кого-либо или чего-либо, то сказуемое бывает глагольное:

Идет-гудит Зеленый Шум… (Н. Некрасов).

Если же дается характеристика признака, то сказуемое бывает именное:

Тиха украинская ночь (А. Пушкин).

Вопросительное предложение

Вопросительное предложение — это предложение, заключающее в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему:

  • Отгорела ли наша рябина, осыпаясь под белым окном? (С. Есенин);
  • Как мне поступить, Петр Егорович? (А . Островский);
  • Печорин! Давно ли здесь? (М. Лермонтов).

Средствами выражения вопроса являются:

1) вопросительная интонация — повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например:

Вы на Западном фронте были? (К. Симонов) (ср.: Вы на Западном
фронте были?; Вы на Западном фронте были?);

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос):

Хотите воды со льдом? (В. Вересаев);

3) вопросительные слова — вопросительные частицы, наречия, местоимения:

Не лучше ли тебе отстать от них самому? (А . Пушкин);

Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (М . Лермонтов);

Зачем мы здесь стоим? (А. Чехов).

Общевопросительные и частновопросительные предложения

Вопросительные предложения в зависимости от типа заключенного в них вопроса и предполагаемого ответа делятся на общевопросительные и частновопросительные.

Общевопросительные предложения направлены на получение информации о ситуации в целом. Ответом на них будет «да» или «нет»:

Вам хочется скинуть туфли, снять рубашку — и так пройтись по селу? (В. Шукшин);

Есть ли у тебя дома деревья? (Ю. Куранов);

Ты спросишь, как его зовут? (Ю. Куранов).

Частновопросительные предложения требуют ответа о деятеле, о признаке, о тех или иных обстоятельствах, то есть они требуют в ответе сообщения новой информации:

«Ты отчего такой задумчивый?» — спросил мальчик;

Кто по речке плывет? Кто песню поет?;

Хорошее у тебя пиво, Меланья Васильевна. Как ты его варишь? (В. Шукшин).

По своему характеру вопросительные предложения делятся на следующие разряды:

  • Собственно вопросительные предложения. Они заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ.
    В этих предложениях выражается стремление говорящего выяснить что-либо для него неизвестное:К чему опять ты мрачный взор мохнатой шапкой закрываешь? (М. Лермонтов);Что же это за люди, что за типы? (В. Белинский);Далеко ли вы отсюда живете? (А. Пушкин);
  • Вопросительно-утвердительные предложения. Будучи обращенными к собеседнику, они требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе:Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был? (С. Есенин);Ну кто из нас весне не рад? (А. Жаров);Не твоих ли звуков сладость вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость окрыляла нас тогда? (А. Блок);
  • Вопросительно-отрицательные предложения. Они заключают в себе отрицание того, о чем спрашивается:Родимая! Ну как заснуть в метель? (С. Есенин);Но тебя я разве позабуду? (С. Есенин);Дак на кой же шут тогда из себя жилы тянуть столько лет? (В. Шукшин);
  • Вопросительно-побудительные предложения. Они заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса:«Вы прекратите орать?» — опять спросила Софья Ивановна (В. Шукшин);«Давай попробуем кровь?» — предложил сын (В. Шукшин);«Молока не выпьете на дорогу?» — сказал Яков (М. Горький);
  • Вопросительно-риторические предложения. Они содержат утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе; употребляются они как средство выразительности:Желанья…
    Что пользы напрасно и вечно желать? (М. Лермонтов);Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей? (М. Лермонтов);Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? (И. Тургенев).По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса):
    «Скажите, Степан, вы женились по любви?» — спросила Маша.
    «Какая у нас в деревне любовь?» — ответил Степан и усмехнулся (А. Чехов).

Побудительные предложения

Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего. Их цель — побуждение к действию.

Побудительное предложение

В них содержатся различные оттенки волеизъявления:

  • приказ, просьба, мольба, пожелание:«Молчать!., ты!» — злым шепотом воскликнул Объедок, вскакивая на ноги (М. Горький);«Поезжай, Петр!» — командовал студент (М. Горький);Дяденька Григорий… наклонись-ка ухом (М. Горький);
  • совет, предложение, предостережение, протест, угроза:Оригинальная баба эта Арина; вы заметьте, Николай Петрович (М. Горький);Питомцы ветреной Судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (А. Пушкин);
  • согласие, разрешение:Как хочешь, так и поступай;Можешь идти куда глаза глядят;
  • призыв, приглашение к совместному действию:Ну вот и давай стараться во всю силу победить болезнь (М. Горький);Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А. Пушкин).

Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются:

  • побудительная интонация;
  • сказуемое в форме повелительного наклонения;
  • специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть).Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной… (А. Пушкин);В салон! (А. Чехов);Ну пойдем ко мне (Л. Толстой).

Восклицательное предложение

Восклицательными называются предложения, в которых выражение содержания сопровождается выражением чувства говорящего. Невосклицательные предложения подобной
эмоциональной окраски не имеют.

Восклицательными могут стать различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные:

Вечер такой славный! (А. Чехов);

Пустите меня поглядеть! (М. Горький);

И каких только не бывает чудес на свете! (Э. Казакевич).

Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:

  • Интонация, передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном,
    с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию):Прощай, письмо любви, прощай! (А . Пушкин);Явись, вдохни восторг и рвенье полкам, оставленным тобой! (А. Пушкин);
  • Междометия:…И, увы, мое шампанское торжествует над силою магнетических ее глазок! (М. Лермонтов);Ух!., хорошо здесь подают! Ахти, хорошо! (М. Горький);
  • Восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, придающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой,
    что за и др.:Ну что за шейка! Что за глазки! (И. Крылов);То ль дело Киев! Что за край! (А. Пушкин);

    Как хороши, как свежи были розы! (И. Тургенев);

    Фу ты какая! Слова ей не скажи! (М. Горький).

Средний рейтинг 4.4 / 5. Количество оценок: 5

Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!

Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

Хотите улучшить информацию?

Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?

Русский язык
Подписаться
Уведомить о
15 Комментарий
Популярные
Новые Старые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Я лично русский язык плохо знаю,да и подзабыл уже кое-что,во́бщем статья познавательная.

Всё очень супер Тема понравилась

Спасибо! Очень интересно!

Предложение Восклицания эмоции вот же толь в нашем можно все легко понимать.

Довольно полное описание. Плюс автору

Я вообще встряхнул свою память по русскому языку. Спасибо за статью.

Интересная статейка, читала с удовольствием

Интересненько

А я вот уже все забыл! Хорошо напомнили!))

Спасибо, о многих тонкостях классификации предложений в принципе не знал, в школе это как-то более поверхностно было, насколько помню.

Интересно было освежить в памяти свои знания русского языка. Спасибо за статью.

Ну да, предложения бывают разные

Весьма конструктивно, обстоятельно и максимально понятно.
Школьникам и представителям иных языковых объединений явно поможет в освоении великого могучего!
Да и взрослым носителям бдет полезно освежить в памяти.

В данной статье рассматриваются различные подходы к изучению предложения как синтаксической единицы. Понравилось — преложение -есть главная синтаксическая единица выражения мысли!

Очень полезные советы! Мой сын скоро ЕГЭ будет писать, скину ему, чтоб прочёл.