Главная информация в тексте

Главная информация в тексте

Главная информация в тексте — это предложение, которым можно выразить сразу весь текст целиком. Поэтому нужно сначала внимательно прочитать текст, а затем про себя подумать — что самое главное в нем.

Как бы вы его пересказали одним предложением? Затем нужно прочитать предложенные варианты таких предложений и выбрать то, в котором содержится главная информация. Итак, попробуйте свои силы. Вам предлагается 10 заданий, выберите из предложенных вариантов ниже два предложения, определяющих главную информацию, содержащуюся в тексте.

В каких предложениях верно передана главная информация

Информация

Информация — это сообщение, или мысль, заключенная в тексте о чем-либо или о ком-либо. Набор предложений не сообщающий конкретно ни о чем, не является информацией.
Поэтому если в тексте, например, вы читаете диалог — то это не является информацией, но из диалога ее можно, порой почерпнуть.

Например, если вы читаете:

Темно, я сижу и пью чай. Мне грустно, на улице дождь, хочется плакать или читать стихи.

То в данном тексте информация очень скудная, и если повествующий не ваш друг, то информация в тексте вам особенно и не нужна. Можно сказать, что в данном тексте ее нет.

А если вы читаете такой текст:

Вчера лил дождь, я сидел за столом, грустил и пил чай. Чай был с лимоном, с медом, он отлично поднял мне настроение, стало тепло и хорошо.

То тут уже есть важная информация — чай с лимоном и медом согревает и поднимает настроение.

В тексте должно быть что-то важное, то, для чего многие люди иногда нанимают целые команды по поиску и хранению информации. Поэтому и вам нужно вытянуть из предложенного текста предложение в котором содержится максимум полезного, максимум сведений из всего текста, а не только из какого то одного предложения из всех.

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

Задание 1

(1) Чёрные дыры были предсказаны общей теорией относительности, или теорией гравитации, предложенной Эйнштейном в 1915 году. (2) Чёрная дыра — область пространства-времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света. (3) Кроме того, чёрными дырами часто называют объекты, не строго соответствующие данному выше определению, а лишь приближающиеся по своим свойствам к такой чёрной дыре .(4) <…>, это могут быть коллапсирующие звёзды на поздних стадиях коллапса.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Черные дыры, то есть коллапсирующие звезды на поздних стадиях коллапса, были предсказаны общей теорией относительности, или теорией гравитации, предложенной Эйнштейном в 1915 году.
  2. Черные дыры, предсказанные теорией гравитации Эйнштейна, — это область пространства-времени с сильным гравитационным притяжением и объекты, приближающиеся по своим свойствам к черной дыре, например коллапсирующие звезды.
  3. Чёрными дырами называют объекты, приближающиеся по своим свойствам к черной дыре, например коллапсирующие звезды на поздних стадиях коллапса.
  4. Общая теория относительности Эйнштейна предсказала существование чёрных дыр — таких областей пространства-времени, чьё гравитационное притяжение настолько велико, что покинуть её не могут даже те объекты, которые движутся со скоростью звука; также черными дырами являются объекты, лишь приближающиеся по своим свойствам к такой чёрной дыре.
  5.  Черные дыры, предсказанные теорией Эйнштейна, — это область пространства-времени, гравитационное притяжение которой настолько мало, что покинуть её могут все объекты, движущиеся со скоростью света.

Ответ:

1) Выделим главную информацию в каждом предложении.

В первом предложении главную информацию можно сформулировать следующим образом: «Черные дыры были предсказаны общей теорией относительности или теорией гравитации. Во втором предложении главным является объяснение термина «черные дыры». В третьем предложении главное, что «черные дыры — это объекты, приближающиеся по своим свойствам к черной дыре».

2) Проверяем каждый из вариантов ответа.

В первом варианте ответа включена информация из первого и третьего предложений, следовательно, этот вариант не подходит.

Во втором варианте есть вся необходимая информация. «Черные дыры, предсказанные теорией гравитации Эйнштейна» — эта часть соотносится с первым предложением. Часть «это область пространства-времени с сильным гравитационным притяжением» соотносится со вторым предложением, а «объекты, приближающиеся по своим свойствам к черной дыре, например коллапсирующие звезды» — с третьим предложением. Это верный ответ.

В третий вариант ответа включена информация лишь из третьего предложения.

В четвертый вариант ответа включена вся необходимая информация. «Общая теория относительности Эйнштейна предсказала существование чёрных дыр» соотносится с первым предложением, «таких областей пространства-времени, чьё гравитационное притяжение настолько велико, что покинуть её не могут даже те объекты, которые движутся со скоростью звука» — со вторым, «также черными дырами являются объекты, лишь приближающиеся по своим свойствам к такой чёрной дыре» — с третьим предложением.

Пятый вариант ответа неверный, так как в него включена информация лишь из первого и второго предложений, кроме того, часть информации («гравитационное притяжение которой настолько мало») искажена.

Задание 2

Прочитайте текст:

(1)Около двух с половиной тысяч лет тому назад выдающийся древнегреческий философ Зенон Элейский сформулировал парадоксальное утверждение (апорию) «Стрела» о невозможности движения в природе: в любое отдельно взятое мгновение времени летящая стрела находится в определённой точке пространства, а, следовательно, не существует такого момента времени, в котором летящая стрела перемещается. (2)Казалось бы, апорию Зенона можно без труда опровергнуть, просто указав на то, что в реальном мире пущенные стрелы движутся в пространстве. (3)<…> такое «опровержение» бессмысленно: суть апории не в отрицании очевидного наблюдателю факта движения, а в заведомой ложности выводов, полученных в процессе безупречных логических рассуждений, что наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Варианты:

  1. Рассуждения Зенона в апории «Стрела» приводят к заведомо ложным выводам и легко опровергаются простым указанием на факт существования движения.
  2. Из рассуждения о неподвижности летящей стрелы в каждый определённый момент времени древнегреческий философ Зенон сделал вывод об отсутствии движения как такового.
  3. В апории Зенона «Стрела» мы приходим к ложному выводу, руководствуясь безукоризненным логическим рассуждением, что свидетельствует о принципиальной невозможности познания мира посредством логики.
  4. Суть апории Зенона «Стрела» состоит не в отрицании существования движения в природе, а в том, что возможности логического мышления ограниченны.
  5. Апория Зенона парадоксальна, но соответствует истине: она наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.

Ответ: 24

Задание 3

(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3)<…> и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Варианты:

  1. Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, но основным занятием этих народов на протяжении веков оставалось земледелие.
  2. Русь славилась искусными ремесленниками и мастерами, превосходными охотниками и отважными рыбаками, гениальными зодчими, иконописцами, музыкантами; воинами, мудрыми государственными деятелями, но основным занятием славян было земледелие, потому и древнерусская культура отражала мировоззрение земледельца.
  3. На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов.
  4. Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца, так как основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие.
  5. Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простых людей — земледельцев и ремесленников.

Ответ: 24

Задание 4

Прочитайте текст:

(1)Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась только при описании «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него все лексические богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) <…> так Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Варианты:

  1. Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона использования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.
  2. Пушкин расширил диапазон использования звукописи, включив в неё всё лексическое богатство русского языка.
  3. В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась при описании «высоких образов» и чувств.
  4. Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.
  5. Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, расширив диапазон художественного использования звукописи за счёт включения в него всего лексического богатства русского языка.

Ответ: 25.

Задание 5

Прочитайте текст:

(1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства, иными словами, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3) <…> очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Варианты:

  1. Важнейшая функция фразеологизмов — выражение отношения к тому, о чём говорится, ими нужно умело пользоваться, чтобы украсить и обогатить речь.
  2. Фразеологизмы украшают речь и обогащают приемы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чем говорится.
  3. Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
  4. Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чем говорится, и это их важнейшая функция.
  5. Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

Ответ: 12

Задание 6

Прочитайте текст:

(1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, — чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. <…> всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Варианты:

  1. Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.
  2. Алмазная крошка из-за своей твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора.
  3. Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.
  4. Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.
  5. Бриллианты и режущие и точильные инструменты изготавливают, используя алмазы, которые обладают особой твёрдостью.

Ответ: 35.

Задание 7

Прочитайте текст:

(1)Жиры, помимо выполнения энергетической функции, участвуют в механизмах водного обмена. (2) <…> при их окислении выделяется метаболическая вода, которая частично удовлетворяет потребности организма в жидкости. (3)Таким образом, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Варианты:

  1. Выполняя энергетическую функцию и участвуя в механизме водного обмена, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в тропических пустынях.
  2. Жиры выполняют энергетическую функцию, поэтому они оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь.
  3. При окислении жиров выделяется метаболическая вода, частично удовлетворяющая потребности организма в жидкости.
  4. В условиях тропических пустынь жиры выполняют энергетическую функцию, а также участвуют в водном метаболизме.
  5. Жиры — один из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь, потому что выполняют энергетическую функцию и участвуют в механизмах водного обмена.

Ответ: 15

Задание 8

Прочитайте текст:

(1)В связи с тем, что в прошлом женщины занимались в основном домашним хозяйством, а мужчины добывали хлеб насущный себе, жене и детям, подавляющее большинство профессий были мужскими: воин, пахарь, строитель, гончар, столяр, кузнец… (2)И нет ничего удивительного в том, что названия почти всех профессий в языке тоже мужские: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, политик, художник и др. (3)Женских вариантов названий этих профессий не существует прежде всего потому, что обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.

В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Варианты:

  1. Названия почти всех профессий в языке были и остаются мужскими: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, художник.
  2. В связи с тем, что в прошлом мужчины добывали хлеб насущный для семьи, подавляющее большинство профессий были мужскими.
  3. В языке отсутствуют эквиваленты названий многих мужских профессий для женщин, потому что исторически эти профессии были исключительно мужскими.
  4. Старинные обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.
  5. Есть профессии, которые изначально были исключительно мужскими, именно поэтому в языке отсутствуют эквиваленты названий этих профессий для женщин.

Ответ: 35

Задание 9

Прочитайте текст:

(1)Если вам довелось во время грозы при кратких вспышках молнии оказаться на оживлённой городской улице, вы, конечно, заметили одну странную особенность: улица, только что полная движения, кажется в такие мгновения словно застывшей, прохожие останавливаются в напряжённых позах, машины неподвижны, отчётливо видна каждая спица колеса велосипеда. (2)Причина кажущейся неподвижности заключается в ничтожной продолжительности молнии — тысячные доли секунды. (3)Неудивительно поэтому, что улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молнии совершенно неподвижной: ведь мы замечаем на ней только то, что длится тысячные доли секунды.

В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Варианты:

  1. Оживлённая городская улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молнии совершенно неподвижной.
  2. Молния длится тысячные доли секунды, и поэтому при её свете человек замечает только то, что длится именно этот промежуток времени.
  3. Установлено, что продолжительность молнии составляет всего тысячные доли секунды.
  4. При кратких вспышках молнии на оживлённой городской улице за тысячные доли секунды можно отчётливо увидеть движущиеся предметы.
  5. При свете молнии человек может заметить только промежуток, длящийся тысячные доли секунды, так как именно столько времени длится сама вспышка молнии.

Ответ:25.

Задание 10

(1)Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. (2)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. (3)Учёные считают, что именно эти лучи улавливают совы, что помогает птице охотиться в темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь).

В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Варианты:

  1. Инфракрасные лучи, представляющие собой тепловое излучение нагретого предмета и относящиеся к невидимым человеческим глазом лучам, улавливают совы.
  2. Ультрафиолетовые лучи, в отличие от цветовых элементов спектра: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового, — невидимы.
  3. Учёные считают, что совы улавливают цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — что помогает птицам ориентироваться в темноте.
  4. Тепловое излучение сов помогает им охотиться в ночное время.
  5. Совы могут улавливать инфракрасные лучи, которые представляют собой тепловое излучение нагретого предмета и относятся к невидимым человеческим глазом лучам.

Ответ: 15.

Попробуйте теперь свои силы! Пройдите тест!

Перед Вами все задания 1 ЕГЭ по русскому языку 2020 года. Пожалуйста, при выполнении заданий будьте внимательны. Ответы записывайте большими буквами, между которыми НЕ делайте пробелы. Аналогично цифры в ответ пишите без пробелов.

1 задание

(1) До сих пор нет достоверной информации, откуда появилась матрёшка, мифов и легенд о ее происхождении очень много. (2)<…> большая часть исследователей склоняется к этой: прообразом русской матрёшки стала фигурка японского божка, которая, как и матрёшка, раздвигалась, представляя собой вместилище для более мелкой фигурки. (3)Японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – лысоватого старичка с головой, вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

Вопрос. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Мифов о происхождении матрёшки очень много до сих пор, и учёные не пришли к единому мнению.
  2. Прообраз русской матрёшки, по мнению большинства исследователей, – фигурка японского мудреца Фукурума, которая раздвигалась, чтобы вместить более мелкую фигурку.
  3. Фигурка японского божка стала прототипом русской матрёшки, как считают исследователи.
  4. Японский образец русской матрёшки выполнен с большим юмором, он представляет собой множество вставляемых друг в друга фигурок мудреца.
  5. Исследователи твёрдо убеждены: прообразом русской матрёшки стала фигурка японского божка, которая раздвигалась для более мелких фигурок

1 задание

(1)Проблема парникового эффекта неслучайно стала в последние годы предметом беспокойства учёных. (2)Дело в том, что человечество сжигает
всё больше топлива – нефти и её продуктов: атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа в атмосфере нашей планеты. (3)Углекислый газ пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в дальние слои атмосферы, а <…> приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы и созданию парникового эффекта на нашей планете.

Вопрос. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Техника, играющая большую роль в жизни человека, стала в последние годы предметом пристального внимания учёных: атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа в атмосфере нашей планеты.
2) Проблема парникового эффекта возникла неслучайно: человечество сжигает всё больше топлива – нефти и её продуктов, в результате чего в атмосфере Земли появились озоновые дыры.
3) Учёных в последнее время беспокоит проблема парникового эффекта, то есть повышение средней температуры приземного слоя атмосферы из-за значительного увеличения углекислого газа на нашей планете
вследствие деятельности человека.
4) Углекислый газ опасен тем, что пропускает солнечные лучи вниз и задерживает отдачу тепла в дальние слои атмосферы, а это приводит к уменьшению средней температуры приземного слоя атмосферы.
5) Значительное увеличение углекислого газа в результате деятельности человека приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы и созданию парникового эффекта на нашей планете, что
вызывает беспокойство учёных.


 

Средний рейтинг 4.8 / 5. Количество оценок: 9

Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!

Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

Хотите улучшить информацию?

Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?

Русский язык
Подписаться
Уведомить о
2 Комментарий
Популярные
Новые Старые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Спасибо!

Хорошая тема