Вторник, 10 декабря 2019   Подписка на обновления
Вторник, 10 декабря 2019   Подписка на обновления
Популярно
Безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в корне слова


“Карыто” или “корыто”? “Макать” или “мокать”? “Затопить” или “затапить”? Написание гласных, на которые не падает ударение, нередко вызывает затруднение. Не все из них можно легко проверить, подобрав однокоренное слово. Легко запутаться и с чередующимися гласными. Меняется написание, если безударные гласные расположены после определенных согласных. Нельзя забывать и о словах-исключениях.

Что такое “безударные гласные в корне слова”

Начнем с определения. Безударными гласными в корне слов называется те гласные, на которые не падает ударение. ее можно проверить подбором имеющих тот же корень слов, сменой грамматических форм. Или же с помощью правил русского языка.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов повышением тона и долготой звучания. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в различных частях слова:

  • приставка;
  • корень;
  • суффикс;
  • окончание.

При выделении голосом гласного звука любой другой морфемы, гласный корня оказывается в слабой фонетической позиции. Он будет безударным, так как “остается без внимания”. Слышится не так четко, как ударный.

Безударные гласные в корне слова

Из-за этой нечеткости требуется проверка для правильного написания. Принцип русской орфографии — морфологический. То есть, вне зависимости от звучания, гласные в корнях родственных слов пишутся одинаково (исключение — чередующиеся). Если нам слышится “зиленый”, мы пишем “зеленый”, “зелень”.

Способы проверки безударных гласных в корне

Чтобы не ошибиться с написанием гласной, нужно найти однокоренное слово, где сомнительный звук окажется в сильной фонетической позиции. Проще говоря, будет под ударением.

Методов проверки таких гласных несколько:

  1. Подобрать другое число. Вместо единственного – обратное, множественное (и в другую сторону). “Волна” — “волны”.
  2. Найти родственное слово по принципу “большой-маленький”. “Ковер”-”коврик”.
  3. Подобрать родственное ласкательное слово. “Трава”-”травушка”.
  4. Подыскать другую часть речи с таким же корнем: к существительному — прилагательное, к глаголу — причастие. “Желтизна”-”желтый”.

Главных способа проверки безударных гласных два:

  • Найти однокоренное слово (в том числе, и других частей речи). “Пешком”-”пеший”, “проглотить”-”глотка”, “раздарить”-”подарок”.
  • Поменять грамматическую форму. “Написать”-”напишет”, “большой”-”больший”.

Эти правила не одинаково применимы. В каких-то случаях они не действуют: необходимо пользоваться орфографическим словарем или держать в голове правила написания чередующихся гласных.

Проверяемые безударные гласные

Главное правило: без ударения в корнях слов прописываются те же гласные буквы, что и под ударением (в случае изменения грамматической формы этого слова). Проверяемые безударные гласные подчиняются этому правилу. Чтобы узнать, какую букву писать на месте не выделяемого ударением звука, достаточно воспользоваться способами, указанными выше.

Тут важно не ошибиться, когда встречается безударная проверяемая гласная:

“Залезать” (на дерево) и “зализать” (ранку) — одинаковые по звучанию, но разные по смысловому значению слова. Поэтому проверочное слово должно быть близким по смыслу проверяемому. “Холодильник”-”холод”. “Примерять”- “мерка”, а не “мир”.

Гласные в корнях глаголов определяемого совершенного вида не получится проверить с помощью однокоренных глаголов несовершенного вида. “Опоздать” и “опаздывать”. А верный вариант проверки — “поздний”.

Безударные гласные непроверяемые

В некоторых случаях однокоренные слова исторически относятся к различным языкам, поэтому вариант для проверки нередко подбирают ошибочный. “Ворота” и “врата”, “голова” и “главы”. Чтобы не ошибиться, нужно запомнить правило-исключение на случай, когда встретится проверяемая безударная гласная: неполногласные “ра”, “ла” в корнях слов всегда будут писаться с гласной “а”.  Но полногласные “оро” и “оло” в корне всегда имеют в себе две “о”.

Безударные проверяемые гласные — это только один из вариантов, в отношении которого можно применить правила. Но есть и слова, которые нужно только запоминать.

Непроверяемые безударные гласные

В нашем языке нередки слова с гласными в корне, которые объективно нельзя проверить уже знакомыми нам способами. Они в этом случае проходят проверку по словарю. Большая их доля — заимствованные.

Поэтому слова, имеющие в корне гласные, которые не получается проверить при помощи ударения, называются словарными. Лучший способ всегда знать их правильное написание — постараться запомнить его. Диктант на безударные гласные (4 класс), решение тестовых заданий помогают лучше справиться с такой задачей.

Примеры словарных слов по данной теме:

  • фонтан;
  • матрос;
  • ладонь;
  • ватрушка;
  • горизонт;
  • багровый;
  • коварный;
  • стакан;
  • обаяние:
  • палисадник:
  • инициалы;
  • поликлиника:
  • диапазон.

Чередующиеся гласные

Третий вариант — это чередующиеся в корне гласные. Проверять их ударением неправильно: “растет”, но “подрос ”. В орфографическом словаре они не указаны. Вставить безударные гласные верно, если они чередующиеся, возможно, запомнив ряд правил для каждого такого “исключительного” корня.

Они разделяются по буквам, которые будут заменяться в зависимости от условий.

Чередование “а” и “о”

Чтобы запомнить эти правила школьнику, лучше использовать специальные безударные гласные картинки. Следует также изучать каждый из корней слова отдельно. Приступать к новой теме, когда предыдущая полностью понятна, иначе не избежать “каши в голове”.

Корни “гар” и “гор”. Под ударением надо писать “а”. Без ударения — “о”. “Пригорел”, “нагар”. Однако будут и исключения:

  • гарь;
  • выгарки;
  • пригарь.

Это специфические варианты ряда русских диалектов, которые нужно запомнить.

Корни “зор” и “зар”.

Правило другое: под ударением нужно писать именно ту букву, что слышится при произношении слова. Без ударения — “а”, без исключений. “Зори”, “озарение”, “дозор”, “зорька”.

Корни “клон” и “клан”.

Если на корень падает ударение, то пишется та буква, что слышна при произношении. Если ударение не падает — только “о”. “Поклон”, “преклониться”, “кланяется”.

Корни “кас” и кос”.

Буква “о” пишется лишь в том случае, если после данного корня идет “н”. При других вариантов без исключений нужна “а”. “Прикоснуться”, “касательной”.

Корни “скоч” и “скак”.

Буква “а” нужна перед “к”. Соответственно, “о” — перед “ч”. ”Скакать”, но “наскочить”. Есть два слова, не подходящих под правило: “скачу” и “скачок”.

Корни “лож” и “лаг”.

Задания на безударные гласные нередко вызывают затруднение, если встречаются эти корни. правило тут простое. Если в корне “ж”, то перед ней пишут “о”. Если “г”, то “а”. Сравнение: “положил”, но “прилагать”. Исключение только одно — “полог”. Это слово семантически не связано с корнями “лаг” и “лож”.

Корни “ровн” и “равн”.

Чередующиеся безударные гласные (5 класс) тут проставляются по смыслу слова. Если это значение, схожее с “одинаковый, равный, на одном уровне”, употребляется “а”.

Примеры: “равенство”, “уравнивать”. А букву “о” следует употреблять в словах со значением “гладкий”, прямой, ровный”. То есть, “уровень”, “ровесник”.

Корни “твор” и “твар”.

Под ударением будет писаться “а”, без ударения — “о”. “Тварь” и “творец”. Следует отличать от слова “утварь”, которое уже семантически не связано с данными корнями.

Корни “мок” и “мак”.

Безударные гласные, которые нужно проверять по смыслу слова. “А” должно быть в глаголах, употребляемых в значении “помещать что-либо в жидкость”.

Например, “макать”, “обмакнуть”. А вот буква “о” в словах, по смыслу схожих с “пропускать через себя жидкость». Примеры: “промокашка”, “вымокший”. Внимание нужно обратить и на производные от данных слов: “макание”, “непромокаемый”, “промокательная”.

Корни “плов”, “плав”, “плыв”.

Буква “а” тут пишется и под ударением, и без него, а буква “о” — только в словах-исключениях: “пловец” и “пловчиха”. Буква “ы” — “плывун”.

Если нужно вставить безударные гласные (3 класс) на место пропусков в корнях глаголов, то важно помнить, что где-то под ударением будет писаться “о”, а где-то — “а”. К примеру “затронуть” и затрагивать”. Поэтому не стоит использовать глаголы, если вы сомневаетесь в написании слова.

Чередование “е” и “и”

Задание: «выбери безударные гласные “е” или “и”». Чтобы с ним успешно справиться, нужно запомнить следующие корни:

  • “бир”-”бер”;
  • “дир”-”дер”;
  • “блест”-”блист”;
  • “чет”-”чит”;
  • “жиг”-”жег”;
  • “мер”-”мир”;
  • “тир”-”тер”;
  • “стил”-”стел”.

Для них действует единое правило: если после данных корней идет суффикс “а”, то следует писать “и”. В других примерах нужна “е”. “Прибираться”- “уберет”, “блестящий”-”блистательный”, “протирать”-”утер”.

Чередование “а” (“я”) и “им”, “а”, “я” и “ин”

Если после корня употребляется суффикс “а”, то, согласно звучанию, нужно использовать или “им”, или “ин” при чередовании гласных. “Понять” -”понимать”, “начать”-”начинать”.
Что касается производных форм, то продолжит сохраняться “им” даже в отсутствии суффикса “а”. “Подними”, “сниму”.

Гласные после шипящих

После шипящих (к ним относятся “ч”, “щ”, “ж”, “ш”) пишутся только “а”, “о”, “у”. Неправильным будет употреблять “ы”, “ю” или “я”. Примеры: “чушь”, “жара”, “шутка”.

Выделяется несколько исключений:

  • Иноязычные слова. “Жюри”, “парашют”, “брошюрка”.
  • Собственные иноязычные имена, названия. “Жюли”.

Что касается буквы “ё”, то она будет писаться после шипящих под ударением, если в безударной позиции на ее месте находится буква “е”. “Чёрный” — “чернота”, “пшёнка” — “пшено”.

Безударная гласная

Если же в безударной позиции “е” не присутствует. Правильным будет писать в корне слова за шипящей “о”. “Жор”, “шов”, “чокаться”.

Гласные после “ц”

Задание “выбери безударные гласные после “ц”” тоже нередко вызывает трудности. Тут действуют такие правила:

“Я” и “ю” после этой буквы допустимо писать только в заимствованных словах.

“Цюрих”, “Цяньшань”.

“Ы” после “ц” не употребляется. Только буква “и”: “циклон”, “цивилизация”. Исключениями будут “цыц”, “цыпленок”, “цыпочки”, “цыган” и слова, которые с ними будут однокоренными.

Буквы “э”, “е”

Правила русского языка здесь следующие:

  • С буквы “э” начинается корень слова, если последняя буква приставки — согласная (“сэкономить”).
  • Если слово заимствованное, то в его корне без ударения после твердой согласной будет стоять “е”. “Рейтинг”, “компьютерный”, “адекватно”. Есть исключения: “мэр”, “дзэн”, “пленэр”.
  • С буквы “э” начинается второй корень в сложном слове, если первый оканчивался на согласную (“двухэтажный”).
  • Также нужно обратить внимания на иностранные собственные имена (“Бэкон”).

После “и” в корне слова практически всегда будет стоять “е” (“реквием”).

Исключение: заимствованные слова с приставками (или первыми частями слова), оканчивающиеся на “и”.

Буква “й”

Если в заимствованном слове при произношении первой гласной выступает “ё”, то пишется это как “йо”. Примеры: “йота”, “йог”, “йогурты”.

В отношении исконно русских слов это правило не действует: “ёлка”, “ёж”.

Правила написания безударных гласных

Чтобы не встречаться с трудностями при написании безударной гласной в корне, нужно воспользоваться таким алгоритмом правил:

  • Можно ли проверить букву с помощью ударения, подобрав однокоренное слово?
  • Является ли оно словарным?
  • Не относится ли корень слова к чередующимся? Не будет ли слово исключением из правил для таких корней?
  • После какой буквы стоит безударная гласная? Шипящая, “ц”, твердая согласная?
  • Если это первая буква в корне, на что заканчивается приставка или первый корень сложного слова?
  • Не является ли слово заимствованным?

Для того чтобы ответить на эти вопросы и правильно написать безударную гласную, необходимо помнить, периодически повторять все правила из статьи.

Примеры

В заключение несколько примеров на пройденные правила:

  1. “К..ртофель”. Это словарное слово с непроверяемой гласной в корне. Его написание нужно запомнить: “картофель”.
  2. “Прил..скать”. Гласную можно проверить, подобрав однокоренное слово — “ласка” (но не “полоскать”). Соответственно, “приласкать”.
  3. “Заб..рает”. Это слово с чередующейся гласной. Стоит суффикс “а”. Правильно — “забирает”.
  4. “Соск..чил”. Снова слово с чередующейся гласной.
  5.  Так как он заканчивается на “ч”, будет “соскочил”.
  6. “Ц..када”. Слово не является исключением. Значит в его корне нужна “и” — “цикада”.

Для правильно написания безударных гласных в корне слова недостаточно уметь их проверять подбором однокоренных слов. Нужно помнить словарные слова, правила для чередующихся корней, исключения из них, правила употребления гласных после конкретных слов.


Обсуждение: 51 комментарий
  1. Мнишек:

    Спасибо! Отличный сайт, кладезь информации!

    Ответить
    1. Татьяна:

      Хорошая поучительная статья

      Ответить
  2. Анна:

    Очень полезная статья. Возьму на вооружение. Скоро сына в школу отдавать))Надо самой подтянуть знания.

    Ответить
  3. Stanislav:

    Спасибо! Отличный сайт, полезная информация !!!

    Ответить
  4. Роман:

    Скоро-скоро первое сентября. Родители, готовьтесь!

    Ответить
  5. Петр:

    Актуальная тема

    Ответить
  6. Алекс:

    Такие сайты надо продвигать, а то уровень ЕГЭ уже зашкаливает))

    Ответить
  7. Саша:

    отличная статья для учеников и их родителей. перед школой само то. такие сайты продвигать надо

    Ответить
  8. юрий:

    какая интересная и полезная статья

    Ответить
  9. Никита Кочергин:

    очень полезная статья, благода ей я узнал много новой информации.

    Ответить
  10. Artem:

    Хорошая память и немного упорства в помощь.

    Ответить
  11. Алексей:

    Вот эту статью в школьные учебники разместить надо, а то учителя не так объясняют, а тут все вроде понятно расписано

    Ответить
  12. Роман:

    Очень полезный сайт и интересная публикация

    Ответить
  13. Александр:

    Всё доступно и понятно, в школе бы так учили.

    Ответить
  14. Татьяна:

    Хорошая статья, поучительная

    Ответить
  15. Олег:

    Этот материал мне близок, по русскому была пятерка.

    Ответить
  16. Марина:

    Классный язык 👍 Мне нравится 😍

    Ответить
  17. Марина:

    Обожаю русский язык 🙌

    Ответить
  18. Вадим:

    Розенталь рулит!

    Ответить
  19. artur.accountw7.owakimyan@mail.ru:

    Правило очень просто и опирается на основной принцип русской орфографии … Правописание безударных гласных в корне слова иногда вызывает затруднения и у тех, кто хорошо знает правила.

    Ответить
  20. Алексей Карпович:

    Спасибо! Теперь могу сыну всё понятно и ясно расжевать!

    Ответить
  21. Сергей:

    Очень доходчиво все написано. Будет полезно семьям, у которые есть школьники.

    Ответить
  22. Алексей:

    Тема очень актуальная все норм

    Ответить
  23. Вася:

    Полезная статья. Доходчиво и в меру кратко.

    Ответить
  24. дмитрий:

    отличная и полезная статья полезная как взрослым так и детям

    Ответить
  25. Лидия:

    Вспомнила школу, прослезилась )))

    Ответить
  26. Светлана:

    Очень полезная статья скопировал омофор самую ребёнку.

    Ответить
  27. Александр:

    Кстати, все эти правила нам выдалбливали на уроках Русского, и эти правила мы учили наизусть. А за сочинения и изложения по литературе всегда две оценки ставилось, одна из которых именно за Русский язык. Да и диктанты так же оценивались двумя оценками: за орфографию и пунктуацию отдельно.

    Ответить
  28. Сергей:

    отличная и полезная статья полезная как взрослым так и детям

    Ответить
  29. kinder1965:

    полезная статья

    Ответить
  30. Viktor:

    Опять урок русского языка. Спасибо! Я начинаю вспоминать школу и чувствую себя на 50 лет моложе.

    Ответить
  31. СВЕТЛАНА:

    больше надо читать печатных книг и правила будут действовать сами по себе

    Ответить
  32. Анастасия:

    Очень хорошая статья. А главное нужная и детям, и взрослым)

    Ответить
  33. Евгений:

    вспоминаю уроки Русского языка в 80х годах, очень хорошо что есть такие сайты

    Ответить
  34. Павел:

    Я и забыл,что «ы» после «ц» не употребляется) вспомнил школу

    Ответить
  35. Гуля:

    Привет всем советую всем

    Ответить
  36. R.Galin:

    Да приятно повторять далёкое прошлое, но всё же с ошибками пишем.

    Ответить
  37. Настя:

    С удовольствием прочла и освежила свои знания. Спасибо. Нужное дело делаете.

    Ответить
  38. dima3337:

    Надо самой подтянуть знания.

    Ответить
  39. Владислав:

    Полезно и познавательно

    Ответить
  40. Sinz2808:

    Genial exelente :)))

    Ответить
  41. dema77777:

    Всё очень доходчиво!!!!

    Ответить
  42. Сергей:

    В большинстве случаев, чтобы понять верное написание слова, достаточно поставить его в другую форму или подобрать родственные слова. И проблема решена)

    Ответить
  43. Олег:

    Я русский и этим все сказано

    Ответить
  44. Asim:

    Отличные сайт, интересная статья. Спасибо за автору👍

    Ответить
  45. Oleg:

    Повторение всегда полезно.

    Ответить
  46. Tolya:

    Достойная и очень нужная тема.

    Ответить
  47. иван:

    статья супер

    Ответить
  48. Рома:

    Статья очень интересная и полезная

    Ответить
  49. AnnoDorb963:

    Огромное спасибо, за хорошую статью! побольше бы таких сайтов как у Вас!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Русский язык
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

Adblock
detector